03:46 

ГРАНИЦЫ БЕЗУМИЯ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС»
Источник: Журнал "Мир Фантастики" www.mirf.ru/Articles/art4000.htm

"Возьмёшь синюю таблетку — и история здесь закончится: ты проснёшься и поверишь в то, во что захочешь поверить. Возьмёшь красную таблетку — останешься в Стране чудес, и я покажу тебе, насколько глубока эта кроличья нора."
Морфеус, «Матрица» (1999)


Пожалуй, ни одна детская книжка не оставляла столь заметного следа в мировой культуре, как «Алиса в Стране чудес». Она переведена более чем на сто языков и послужила основой для десятков адаптаций, а количество цитат из неё в фильмах и книгах, снятых и написанных за последние полтора века, просто не поддаётся подсчёту. Сотни литературоведов, историков, психологов и философов искали в ней двойное дно и зашифрованный смысл. Сам автор, правда, полагал, что написал просто сказку.

Как бы то ни было, «Алиса в Стране чудес» стала культурным феноменом и навсегда вписала имя своего создателя в золотой фонд английской, да и мировой литературы. Вернее, не имя, а творческий псевдоним — «Льюис Кэрролл», под которым скрывался английский профессор математики Чарльз Лютвидж Доджсон.
Чеширский сказочник

ЧЕШИРСКИЙ СКАЗОЧНИК

Будущий писатель родился в 1832 году в графстве Чешир и стал первым из одиннадцати детей священника Чарльза Доджсона и его супруги Фрэнсис Джейн Лютвидж. Учиться Чарльз Доджсон-младший начал дома, а затем продолжил образование в частных школах. С ранних лет преподаватели отмечали одарённость мальчика, в особенности, когда речь шла о математике. И Чарльз оправдал ожидания своих наставников, поступив в один из престижнейших колледжей Оксфорда. Именно в студенческие годы он увлёкся сочинительством и взял себе псевдоним «Льюис Кэрролл», под которым начал публиковать стихи и рассказы.


Настоящая Алиса Лиддел была темноволосой, а вот её сказочную тёзку предпочитают изображать блондинкой.

Хотя Доджсона нельзя было назвать образцовым студентом, он успешно закончил Колледж Христовой Церкви, принял предложение остаться в нём преподавателем математики и со временем стал одной из «достопримечательностей» Оксфорда. В историю литературы он войдёт как мастер парадоксов, причём его повседневную жизнь тоже трудно назвать обыденной. Даже по меркам викторианской Англии Доджсон казался весьма эксцентричным человеком. Глуховатый и заикающийся профессор, который скучал на лекциях, но любил рассказывать сказки. Он отличался изрядной педантичностью и работал, как проклятый, над научными публикациями, придумывал математические и логические загадки бессонными ночами. Был заядлым фотографом и театралом. Наконец, обладал яркой внешностью, но всю жизнь прожил один. Хотя в середине девятнадцатого века устав Колледжа Христовой Церкви, прежде требовавший от профессоров принятия целибата, был уже не столь строг, Доджсон никогда не проявлял стремления к семейной жизни. Зато он обожал проводить время в компании с девочками — дочерьми своих товарищей и коллег. Дружба с юными особами противоположного пола носила совершенно невинный характер, и отчасти благодаря ей Льюис Кэрролл прославился в веках.

История появления «Алисы в Стране чудес» давно стала хрестоматийной. Июльским днём 1862 года Доджсон вместе с коллегой Робинсом Даквортом и тремя дочками декана Колледжа Христовой Церкви Генри Лиддела отправился на пикник. Любимым развлечением юных барышень было слушать сказки, которые выдумывал на ходу и рассказывал Чарльз, — на этот раз он посвятил рассказ девочке Алисе, названной так в честь средней из сестёр. Героиня сказки последовала за белым кроликом в нору и очутилась в удивительном мире.

Новая сказка Доджсона настолько понравилась Алисе, что она попросила его записать для неё историю. Профессор не мог отказать своей любимице. Друзья, ознакомившиеся с рукописью, долго уговаривали Доджсона опубликовать сказку, и в конце ноября 1865 года первое издание «Алисы в Стране чудес» вышло в свет. Хотя первый тираж книги был по требованию художника, не удовлетворённого качеством печати, изъят из продажи, полная парадоксов сказка о похождениях маленькой девочки в мире, где не знают слова «невозможно», мгновенно стала бестселлером. Среди первых почитателей литературного таланта Льюиса Кэрролла были королева Виктория и Оскар Уайльд.

Только на английском языке «Алиса в Стране чудес» переиздавалась около ста раз.

Классическими считаются образы героев «Алисы в Стране чудес», созданные художником Джоном Тэнниэлом, нарисовавшим сорок две иллюстрации для первого издания сказки. Художник и писатель спорили о том, как должны выглядеть многие персонажи — чаще свою правоту удавалось отстоять Тэнниэлу. В большинстве экранизаций «Алисы в Стране чудес» облик героев и мира основан именно на работах Тэнниэла. Впоследствии иллюстрации по мотивам сказок Кэрролла создавали такие художники, как Сальвадор Дали, Артур Рэкхем и Родни Мэтьюс.

В недавнем африканском издании «Алисы в Стране чудес» кролик остался белым, а вот главная героиня поменяла цвет кожи.

Спустя шесть лет после выхода в свет «Алисы в Стране чудес» Кэрролл дописал продолжение — «Алиса в Зазеркалье», в котором юная героиня оказалась участницей безумной шахматной партии. Вторая книга, впрочем, осталась в тени своей предшественницы. Льюис Кэрролл умер в 1898 году в возрасте шестидесяти пяти лет, но об Алисе больше никогда не писал — за него постарались коллеги.

Первое из целой череды вольных продолжений «Алисы в Стране чудес» появилось ещё при жизни классика: роман A New Alice in the Old Wonderland за авторством Анны Родригес рассказывал об ещё одной Алисе — на этот раз маленькой американской девочке, оказавшей в Стране чудес. Впоследствии многие авторы пытались продолжить или предложить иное прочтение сказки Кэрролла. Так, Анджей Сапковский в повести «Золотой полдень» пересказал знакомую нам историю, сделав главным героем и рассказчиком Чеширского Кота, который на спор спасает Алису от тенет Страны чудес.

Знаменитый художник-фантаст Родни Мэтьюс посвятил «Алисе в Стране чудес» целую серию иллюстраций.

Самый свежий и громкий пример интерпретации «Алисы в Стране чудес» современным автором — цикл Фрэнка Беддора The Looking Glass Wars, насчитывающий на настоящий момент три романа. Здесь Алиса — принцесса Страны чудес, которая, в свою очередь, служит источником фантазий для обитателей всех прочих миров. В результате переворота, устроенного тёткой Алисы — Красной королевой, — принцесса вынуждена бежать в наш мир. Она оказывается в Лондоне девятнадцатого века, становится приёмной дочерью в семействе Лидделов и рассказывает о своей родине знакомому профессору математики, который пишет знаменитую сказку. Тем временем её верный телохранитель Шляпник пытается разыскать Алису и одновременно организовать сопротивление.

Популярность трилогии не вызывает сомнений, а реакция на него со стороны поклонников Кэрролла колеблется от бурных восторгов до яростного неприятия. К циклу примыкают две мини-серии комиксов, а на 2012 год анонсирована экранизация.

ТЕАТР ГРЁЗ

Первые фильмы по мотивам «Алисы в Стране чудес» появились ещё в самом начале двадцатого века — в эпоху немого кино. Авторство самого раннего из них, увидевшего свет в 1903 году, принадлежит Сесилу Хепуорту, считающемуся одним из основателей британского кинематографа. Продолжительность фильма Alice in Wonderland составляла двенадцать минут, и в нём даже были спецэффекты: как и в сказке, на экране Алиса росла и уменьшалась. К сожалению, до наших дней дошла лишь одна копия фильма, протяжённостью в восемь минут.


экранизации 1933 года снялись многие звёзды первой величины, в том числе и Кэрри Грант в роли Черепахи Квази.

Всего семью годами позже в Голливуде сняли свою первую экранизацию сказки Кэрролла — Alice's Adventures in Wonderland. За минувший с тех пор век появилось более двух десятков всевозможных теле- и киноадаптаций, основанных на «Алисе в Стране чудес», — от мультиков для самых маленьких и мюзиклов до аниме-сериала и порнофильма.

Для режиссёра Уиллинга Alice стала второй экранизацией сказки Кэрролла — первую он снял в 1999 году для канала NBC.

Последняя на настоящий момент экранизация «Алисы в Стране чудес» вышла в конце прошлого года на телеканале SyFy. В двухчасовом мини-сериале Alice перед нами предстаёт совершенно новая Страна чудес. Она до неузнаваемости изменилась за минувшие полтора века и напоминает гротескную пародию на современное общество: организация «Белый кролик» похищает людей из реального мира, чтобы они играли в казино Королевы червей, которая питается человеческими эмоциями. Молодая женщина Алиса, преподающая дзюдо, попадает в Страну чудес, пытаясь отыскать своего пропавшего молодого человека, и вскоре примыкает к группе повстанцев, в которой состоят Шляпник, Додо и Белый Рыцарь.

Тема восстания против тирании станет основополагающей и в грядущем фильме Alice in Wonderland Тима Бёртона. Мэтр готического кино не настолько кардинально, как телеканал SyFy, изменил облик мира Льюиса Кэрролла — все персонажи узнаются с первого взгляда, а сама Страна чудес выглядит воплощением безумной фантазии сценариста. И она, как никогда прежде, реалистична благодаря широкому использованию компьютерной анимации и технологии 3D.

В фильме Бёртона появятся персонажи не только из «Алисы в Стране чудес», но и из «Алисы в Зазеркалье».

Сюжет фильма развивается после событий, описанных в оригинальных сказках Кэрролла. Алиса благополучно выросла, забыв о своих былых путешествиях в Страну чудес, и стала завидной невестой. Однако не успевает Алиса получить предложение, как вновь следует за Белым кроликом в знаменитую нору. С тех пор как девочка последний раз посещала Страну Чудес, власть в ней при помощи Бармаглота захватила жестокая Чёрная королева. Положить конец тирании способна лишь Алиса.

Диснея обвиняли в излишней «американизации» классической английской сказки.

Помимо имени режиссёра, в Alice in Wonderland привлекает звёздный актёрский состав: Джонни Депп сыграет Безумного Шляпника, роль Королевы досталась Хелене Бонем Картер, а прочих обитателей Страны чудес озвучивают такие актёры, как Кристофер Ли, Стивен Фрай, Майкл Шин и Алан Рикман.

Этот фильм будет уже третьей экранизацией «Алисы в Стране чудес» за авторством студии Disney. Впервые та добралась до кэрролловской сказки в 1951 году. Съёмками анимационного фильма Alice in Wonderland руководил лично Уолт Дисней. Ещё будучи никому не известным аниматором, Дисней мечтал экранизировать «Алису в Стране чудес». И первую известность ему принёс не Микки Маус, а серия анимационных короткометражек с участием живых актёров Alice Comedies. Правда, со сказками Кэрролла сериал имел слабую связь.

На протяжении многих лет Уолт Дисней вынашивал идею экранизировать «Алису в Стране чудес», но всякий раз что-то мешало — вплоть до конца сороковых годов, когда студия взялась за дело всерьёз. Как и большинство адаптированных Диснеем сотоварищи сказок, «Алиса в Стране чудес» растеряла почти весь свой уникальный шарм, превратившись в милую, но ни на что не претендующую музыкальную комедию. Естественно, это вызвало бурную волну критики со стороны ценителей первоисточника, да и сам Дисней впоследствии признавал, что мультфильму не хватает души. Тем не менее, ныне он входит в фонд золотой классики студии Disney.

Позднее — с 1991 по 1995 годы — на телеканале Disney Channel выходил игровой сериал Adventures in Wonderland, героиня которого искала в Стране чудес решение своих повседневных проблем. На протяжении аж сотни серий.

Из всех телевизионных постановок «Алисы в Стране чудес» особого внимания заслуживает фильм Alice in Wonderland, вышедший в 1999 году. Бюджет в двадцать с лишним миллионов долларов обеспечил неплохой для телевидения тех лет видеоряд, да и актёрский состав во главе с Вупи Голдберг и Кристофером Ллойдом не подкачал.

АЛИСА В СТРАНЕ УЖАСА

В 2010 году анонсирован ещё один фильм с говорящим названием Alice. Не факт, что картина увидит свет, но она априори вызывает не меньший интерес, чем творение Тима Бёртона, хотя бы потому, что продюсером выступает легендарный игровой дизайнер Американ Макги. А сам фильм основан на знаменитой игре American McGee's Alice, подарившей нам самую, пожалуй, нетривиальную и жуткую интерпретацию путешествия Алисы в Страну чудес.

Несмотря на жуткий облик, Чеширский кот в игре American McGee’s Alice выступал помощником и советчиком главной героини.


Безумное чаепитие плавно переходит в кровавую резню.

Вскоре после возвращения Алисы из Страны чудес вся её семья гибнет, а сама девочка с тяжёлым психическим расстройством оказывается в лечебнице для душевнобольных. Десятью годами позже она вновь отправляется в Страну чудес, превратившуюся в гротескную пародию на саму себя. Болезнь Алисы превратила безумный, но яркий и красочный мир в мрачный и беспросветный заповедник монстров, которыми стали персонажи детской сказки.

Теперь бледная темноволосая девочка при помощи тощего облезлого кота, а также кухонного ножа и подручного снаряжения должна, обильно полив земли Страны чудес кровью местных обитателей, одолеть Королеву червей, чтобы вернуться в реальный мир.

Сиквел одного из самых оригинальных, стильных и атмосферных экшенов десятилетия предположительно выйдет в 2011 году.

Впрочем, не только Макги отважился показать нам мрачную и пугающую Страну чудес. В 2005 году издательство Zenescope Entertainment запустило серию комиксов, созданных по мотивам известных сказок. Знакомые с детства сюжеты вплетаются в истории о жизни современных людей и превращаются в настоящие ужасы — принесшая компании славу серия Grimm Fairy Tales буквально пронизана насилием, пороками, кровавыми сценами и сексом.

К циклу Zenescope Entertainment о Стране чудес примыкает несколько вбоквелов, рассказывающих о происхождении знаменитых персонажей.

Если прочим сказкам отводится не более чем по паре выпусков, то «Алиса в Стране чудес» послужила основой для трёх мини-серий — Return to Wonderland, Beyond Wonderland и Escape From Wonderland. Главная их героиня Кейли Лиддел, дочь той самой Алисы, вслед за матерью попадает в Страну чудес, но та совсем не похожа на милую сказку. Безумный Шляпник оказывается маньяком, пытающимся отравить и изнасиловать девушку, Чеширский Кот — огромное чудовище, по сравнению с которым саблезубый тигр покажется пушистым котёнком, а розы в саду Королевы червей красят кровью. Чтобы остаться в живых, главной героине и самой придётся замарать руки в этой жидкости.

Выбравшись из Страны чудес, Кейли узнаёт, что та — воплощение вселенского безумия и жестокости, которое порождает на свет маньяков и тиранов. На протяжении многих поколений ей приносили жертвы, чтобы сумасшествие не вырвалось в наш мир, пока большинство хранителей тайны не погибло. И теперь лишь семейство Лидделов охраняет спокойный сон простых смертных, а значит, Кейли придётся ещё не раз столкнуться со Страной чудес и её жуткими обитателями...

***

«Алиса в Стране чудес» не только на протяжении почти ста пятидесяти лет остаётся одной из самых популярных детских сказок — она оказалась на удивление удачным материалом для всевозможных адаптаций. Вероятно, потому, что в Стране чудес нет ничего невозможного, и это позволяет превращать приключения Алисы во что угодно — от милой сказки до кровавого ужастика. Хотя, скорее всего, многие современные интерпретации и в горячечном бреду не пришли бы в голову самому Льюису Кэрроллу.
______________________________
Это инетерсно
*Рабочая версия сказки называлась Alice’s adventures under ground, она была проиллюстрирована самим Кэрроллом. Текст был почти вдвое короче знакомой нам «Алисы в Стране чудес». В частности, в нем отсутствовали сцены Безумного чаепития и суда над Валетом.
*В 1928 году рукописный экземпляр «Алисы в Стране чудес», который писатель подарил Алисе Лиддел, ушёл с аукциона за пятнадцать с лишним тысяч фунтов-стерлингов. Ныне эта книга хранится в Британской Библиотеке.
*В мире сохранилось всего двадцать три экземпляра первого издания «Алисы в Стране чудес».
*Льюис Кэрролл лишь однажды покидал родную Великобританию — в 1867 году он совершил путешествие в Россию.
*Терри Пратчетт признавался, что с детства терпеть не может книжки об Алисе.

Дело в шляпе?

Среди богатой коллекции безумцев, с которыми приходилось сражаться Бэтмену, нашлось место и Безумному Шляпнику. Псевдоним в честь героя Кэрролла взял себе учёный Джервис Тетч. Эксцентричный коротышка Джервис с детства был излюбленной мишенью для издевательств со стороны сверстников, что одарило его целым букетом психических расстройств. И если страсть к коллекционированию головных уборов и любовь к сказкам Кэрролла вполне невинны, то маниакально-депрессивный синдром в комплексе с параноидальной шизофренией превратили его в злодея. А приставку «супер» Тетч получил, разработав прибор, позволяющий контролировать человеческий разум.

Также среди противников Тёмного рыцаря числятся двоюродные братья Траляля и Труляля — толстые, не обладающие никакими сверхспособностями преступники.


Миры. Интерпретации «Алисы в Cтране чудес»
выложено: 14.05.10
архив: №79; март 2010
рубрика журнала: Врата миров
рубрика сайта: Миры
Автор:
Дмитрий Злотницкий

   

Alice in Wonderland

главная